Если крупными штрихами описать творческое наследие Свиридова, то среди наиболее известных его произведений в мировом масштабе можно назвать музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперед!»
Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов (1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича.
Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». В 1964 году Свиридов написал музыку к фильму «Метель». В 1974 году по совету жены, Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, Свиридов сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус самостоятельного и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель"». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением дирижера Владимира Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году Свиридов первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном.
Для «Гимна Родине» Свиридов выбрал стихотворение Федора Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу. Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни», о которых шел рассказ выше. Это произведение дало определение целому новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Родион Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, В. Гаврилин.
Свиридов о русской музыке и задачах современников
«Мы часто говорим о классических традициях, о необходимости изучать, продолжать и обогащать их…За блеском и богатством музыкальной культуры «всех времен и народов» мы недооцениваем значение наших традиций, забываем подчас о тех великих художниках, без которых немыслимо искусство. Я имею ввиду… Бородина, Даргомыжского, Мусоргского. Посмотрите, часто ли звучит их музыка в филармонических концертах…В Большом зале Московской консерватории висит портрет Даргомыжского, но музыка его не исполняется годами. Тоже самое можно сказать о многих сочинениях Мусоргского. Его песни - величайшая художественная ценность, одна из вершин мировой музыкальной культуры - поются очень редко. Абсолютно не звучат сочинения Балакирева. Его богатейшее вокальное наследие вычеркнуто из нашей жизни. Печально, что и о существовании Римского-Корсакова у нас вспоминают по случаю юбилеев…
"О значении культуры прошлого, о её нетленных традициях мы должны говорить постоянно, должны постигать богатство её идейного содержания, духовную мощь классического наследия. Искусство Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского тесно связано с жизнью народа и уходит своими корнями в глубину народных традиций. Любовь к людям, призыв к братству, умение воспеть и возвеличить человека, раскрыть его богатый душевный мир, показать глубину его мыслей, чувств - вот что определяет бессмертие традиций русского искусства, которые мы призваны развивать.»
«Уважать культуру своего народа»
Выдержки из статьи - стенограммы выступления Г.В. Свиридова на пленуме Союза композиторов СССР, 1964.
____________
Материал статьи-этюда о Г.В. Свиридова и его творчестве для сайта подготовлен на основе «Книги о Свиридове», Москва, Изда-во Советский Композитор, 1983.