Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…

Песнь Симеона. Сретенские сюжеты в живописи

На календаре 15 февраля – наступило Сретение Господне!

Встреча старца Симеона, переводчика Септуагинты, с Младенцем Христом. Симеон не поверил словам Священного Писания о Деве, Которая родит Спасителя. Ему суждено было стать Богоприимцем, прожить для этого около трехсот лет. Они встретились – старик и Младенец, Ветхий Завет и Новый, к тому времени еще невысказанный и ненаписанный.

Мария и Иосиф принесли во Храм Младенца, первенца, и двух горлиц, очистительную жертву за молодую мать. Симеон по вдохновению пришел туда же и, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи моя спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк. 2;29-32). Этот библейский сюжет занимал художников всех времен и народов. Они создавали монументальные произведения на стенах церквей и станковые картины. Приведем лишь несколько примеров, чтобы убедиться, как по-разному они трактовали это событие, уделяя внимание тем или иным обстоятельствам.
Роспись конца VII в., церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия.
Мастер, создавший в конце VII века фреску в церкви Санта Мария Кастельсеприо (Италия) сосредоточен на мотиве встречи. Перед нами камерная сцена: Богоматерь, глубокий старец, седовласый и согбенный, тянет руки к Младенцу и возглашает свои благословения (Симеонова песнь). На фреске изображено три действующих лица, алтаря не разглядеть, лишь сень над головами, свидетельство божественного покрова. Эта встреча происходит по Божьей воле.
Сретение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440е гг.
А вот мозаика «Сретение» триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре в Риме (432-440 гг.). Перед зрителем разворачивается целая процессия – поклонение старца Симеона Младенцу. Композиция разделена на две части: справа – Ветхий Завет, слева – Новый. Пророчица Анна, ангел. Иосиф Обручник и Богоматерь с Младенцем. Акцент в этой мозаике сделан на поклонении Царю Царей. У Младенца есть целая свита, Он – явно царского достоинства. Симеон тянет к нему руки, покрытые платом – к святыне нельзя прикасаться руками. Довольно бодрый, коротко стриженый старец Симеон почти встает на колени, тем самым оказывая царскую почесть Христу. Его спутники замерли в благоговении.
Принесение во храм. Мозаика начала XI в., монастырь Осиос Лукас, Греция.
Теперь перенесемся в Грецию, в монастырь Осиос Лукас, что расположен по дороге из Афин в Дельфы. Перед нами мозаика XI в. «Сретение Господне». Снова камерная сцена – Мария с Иосифом и Младенцем справа, слева – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Появляется тема алтаря, богослужения. Этот тип иконографии станет самым распространенным. Например, книжная миниатюра – Менология Василия II первой четверти XI в. из библиотеки Ватикана. Это очень ценное произведение искусства, изготовленное искуснейшими мастерами своего времени для византийского императора: тонкая моделировка фигур, сочный колорит, Младенец-Христос помещен в центр композиции, что соответствует Его значению. Оригинально расположена фигура Младенца, он развернут к Симеону ногами и словно уклоняется от его рук.
Мениатюра Менология Василия II, первая четверть XI в., Библиотека Ватикана.
Сретение. Фреска Джотто ди Бондоне, XIV в. Капелла дель Арена (Скровеньи). Падуя, Италия.
Ну и заключительный для этого выборочного обзора пример исполнения сюжета – фреска Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе. Перед нами очень живая сцена: Младенец явно стремится назад к Маме, несимметрично дергает ножками, тянется к Ней ручками. Мать подалась вперед, ее руки очень естественно написанные, фаланги пальцев скруглены, улыбка умиления на лице.

XIV век. Джотто бесподобен. Проторенессанс стучится в двери истории. Еще можно было бы вспомнить Дуччо и его «Маэсту», мастеров Ренессанса, потом Риберу, Рембрандта. Но стоит ли? Перечислить здесь всех невозможно, назвать одних и умолчать о других – нечестно. Надеемся, что наши краткие рассуждения о сюжете Сретения в живописи станут приятным дополнением к праздничному настроению. Пусть радость праведного старца Симеона, принявшего в свои объятия Освободителя душ наших, передастся всем нам!