Мечты о прошлом и будущем

Выставка "Николай Рерих" в Новой Третьяковке
В Новой Третьяковке открылась выставка к 150-летию Н.К. Рериха. Художник, литератор, археолог, мыслитель, путешественник – человек-феномен с уникальной судьбой. На выставке в ГТГ вехи его жизни отмечены исключительно произведениями живописи.

Неповторимая и легко узнаваемая художественная манера Николая Рериха не только проникновенно передает синеву азиатских гор и величавость наших каменных храмов, корнями вросших в русскую землю. Она творит целую атмосферу – «мир Рериха» – с древнерусскими ладьями, деревянными городами, былинными героями, храмами, подвижниками, горами. Зрители не просто переходят от одного полотна к другому, они перемещаются в другое измерение – в мир Рериха. Становится понятно, что его картины – прежде всего о нем самом. Странничество духа, вечное состояние пути как единственно правильного и возможного образа жизни. Путешествуя, размышляя, вживаясь в легенды, Рерих сам стал создавать легенды.
Н.К. Рерих. Заморские гости (1901)
Одна из его легенд – «славянская симфония», в которую входит картина «Заморские гости» (1901). В ней – солнце, свет, сила, что-то подавляющее, стройное и несокрушимое. Сразу ясно, что корабль идет по великому водному пути из Варяг в Греки. «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловые полосы и круги по ней…Длинным рядом идут ладьи; яркая краска горит на солнце. Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротой наводят страх на врагов». (Из письма Рериха В.В. Стасову).

Рерих много ездил «по старине», побывал более чем в 40 городах России. Это было не только погружение в национальную культуру и ее образы, но стало почвой для глубоких размышлений. Родилась известная статья «Старина на Руси», опубликованная в журнале «Зодчий». В ней он подметил, по словам редактора журнала «Аполлон» С.К. Маковского, «сказочное обаяние нашей архитектуры». А вслед за текстом на холстах Рериха выросли монастыри, крепости и соборы – великаны русского зодчества, словно гигантские каменные иероглифы, крепко засевшие в родной земле.
Н.К. Рерих. Ростов Великий (1903)
А вот «Ростов Великий», этюд 1903 года, о котором Алексей Ремизов написал: «Башни расщурили темные очи и в бойницах мелькал глаз человечий». Огромным, низко надвинутым главам соборов вторят сторожевые башни, величавая каменная броня. Сколько загадочной печали в их обветшалом величии! Какое совершенство исполнения, выдержанность и уверенная простота. Эти образы откликаются чем-то родным. Может быть, они родом из сказок, услышанных в детстве?

Рерих любит этот древний мир с его несложными, но могучими красками, линиями, удивляющими почти грубой простотой (Поль Гоген?) и сюжетами дикими и величественными. «Как Гоген открыл тропики, так Рерих открыл нам русский север, такой родной и такой пугающий», - писал Н. Гумилев.
Рерих любил Север за его нетронутую красоту, за его тишину и чистоту. «Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоки сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всякие отливов. Мшистые ковры богато накинуты», - писал Рерих в своем тексте «Неотпитая чаша». Такой пейзаж можно найти на картине «Пантелеймон-целитель» (1916), написанной в разгар первой мировой войны. Пантелеймон из Никомедии, по преданию, жил в III в. при императоре Максимиане. Он слыл искусным врачом, лечившим по вере от имени Христа. «Врач безмездный» был казнен около 305 года во времена гонения на христиан. Церковь причислила Пантелеймона к лику святых. В православной церкви Пантелеймон почитается как целитель. По традиции святой изображается юношей. У Рериха Пантелеймон – старец. На полотне перед нами согбенная фигура целителя среди холмов, покрытых мхами, усеянных цветами, под высоким весенним небом.

Н.К. Рерих. Пантелеймон-целитель (1916)
В 1920 году Рерих уезжает в США, а в 1923 в Индию – открывать для себя «дебри Азии». Многие картины этого периода, по словам мастера, создавались «на коне и в шатре». В 1931 году Рерих написал свой самый знаменитый гималайский пейзаж, посвященный древнему герою Гуга Чохану. Гималаи Рериха – сказочная страна, все в ней живет в другом измерении, будь то бессмертный древний герой или розовое облако в Гималаях. Рерих предпринял две больших экспедиции в Центральную Азию – в 1925-1928, побывал в Монголии и на Тибете, а затем в период с 1934 по 1935 – в Маньчжурии и Внутренней Монголии. По завершении Маньчжурской экспедиции Рерих остался в Наггаре, в собственном имении, где прожил до своей кончины в 1947 году. Здесь он активно работал и создал целую галерею горных пейзажей Тибета и Гималаев. В конце жизни творческий багаж мастера насчитывал более 5 тысяч живописных произведений, серию биографических эссе «Моя жизнь», путевые дневники, книги публицистических и философских очерков и даже поэтический сборник «Цветы Мории».
Вечный странник, Рерих был одержим поисками «Светлого Града». Именно таким он хотел видеть будущее национальное возрождение. На эту тему он многое создал: декорации к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», картины – «Силуэты Города будущего» (1924), «Странник Светлого Града» (1933), «Ранние звоны». После революции Русское Зарубежье намеревалось строить Новую Россию, искало пути национального возрождения, и Рерих не остался в стороне от этих поисков, но это уже совсем другая история.

Н.К. Рерих. Странник Светлого Града (1933)
Что же до выставки, то это совершенно замечательный кураторский труд – там буквально воссоздан «мир Рериха». Тщательно подобранная, великолепно организованная экспозиция, с пояснительными текстами, цитатами из Рериха и о нем. В залах царит торжественная тишина. Туда стоит прийти и обратиться в зрение.

Случалось ли вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в жизни: надо рулить всегда выше – жизнь все равно снесет. (Из воспоминаний Рериха о разговоре с Л.Н. Толстым). После осмотра выставки можно с уверенностью утверждать, что Н.К. Рерих был правильным странником – он высоко держал руль, мечтая о прошлом и будущем, и доплыл до своей цели, оставив грандиозное творческое наследие потомкам.

Е. Аккуш
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора.

Н.К. Рерих. Цветы Мории

Н.К. Рерих. Звездные руны (1912)