Человек без свойств

("Московская готика" Виктора Пивоварова)
«В истории искусства существует особая линия, тонкий, но очень важный ручеек, который я определил бы как поиск эйдетической основы видимого мира», - пишет Виктор Пивоваров в своей автобиографической книге «Влюбленный агент». Картина «Московская готика» (2008) из серии «Эйдосы» (2000–2009) – попытка художника припасть к этому ручейку.
Виктор Пивоваров. Московская готика (2008)
Как известно, эйдос – одно из ключевых понятий платоновской философии, хотя определения ему древний мыслитель не дал. А значит, у нас появляется возможность интерпретаций. У Пивоварова, одного из московских концептуалистов, эйдос – это идея вещи, концепция ее воплощения. Платоновские построения приобретают у художника в серии «Эйдосы» причудливые постмодернистские черты — эйдосом обладает любой предмет, в том числе человек, но сущности множатся и внутри него.

У Фидия, Поликлета и Мирона эйдетическая идея выражена очень явственно, эти мастера чутко воспринимали и передавали в своих пластических произведениях сущность живого, конструировали ее. Пивоваров создал свою эротическую – московскую – конструкцию по аналогии со средневековой (готикой). Это уже следующий за концептуализмом шаг – постмодернистский.
Нижнерейнский художник. Любовное заклинание (ок. 1470)
Композиция картины – почти дословная цитата из нижнерейнского мастера «Любовное заклинание» (1470): поза геометризованной разноцветной героини, движение рук и выступающая вперед правая нога; собака на коврике; окно слева, дверь позади, книги на тумбочке справа. Хрупкую готическую девушку родом из средневековья Пивоваров превратил в цветную «будетлянку» в стиле Малевича. Она выходит из темной комнаты Эроса. Если у средневекового художника комната Эроса светлая, то в мрачной интерпретации Пивоварова – комната темная, любовь не приносит радости и счастья, но обрекает на одиночество в темноте. Это посмтмодернистская пародия на классику, вполне в стиле авангардистов начала ХХ века. Тогда вызывающе недружелюбный авангард дерзко атаковал культурную публику с полотен Малевича, Филонова, Лентулова, Ларионова и др. Неслучайно Пивоваров называет Малевича «папой своих эйдосов».
Картина Виктора Пивоварова полна знаков, помимо человеческой фигуры – через открытую дверь видна коммунальная ванна, в окне виднеется московская высотка (с почти готическим шпилем), на простой деревянной скамейке слева – радиоприемник советских времен, типа VEF. Справа, уравновешивающая хаос, живая роза, повторяющая по форме и цвету голову геометризованной героини. Зрителя атакует какая-то тоскливая недружелюбность с полотна. В этой картине есть отчетливые признаки подготовленного и правильно поставленного спектакля, и в результате перед нами – абсурдная утопия про одиночество. Девушка одинока до такой степени, что потеряла лицо, роза – одна, шпиль высотки одиноко тычет в небо, и даже в дверном проеме никого нет, в отличие от средневекового первообраза. Там в дверь заглядывает влюбленный молодой человек.

Казимир Малевич. Будетлянский силач (1913)
Поэтому в качестве названия для этой статьи из памяти удалось извлечь название романа Роберта Музиля «Человек без свойств». В случае с «Московской готикой» свойства есть у комнаты, пространства за окном, даже у черной собаки, свернувшейся у ног героини на красном коврике ( – но нет их у героини. Она их утратила, в память о чем, как на могиле, стоит единственная роза в вазе на буфете справа. Бутон, естественный по цвету и натуральный по форме, повторяет цвет и форму головы героини. Жизнь продолжается в цветке? Нет в героине ничего индивидуального, ничего характерного, кроме процитированной позы и геометрии Малевича – это окончательная победа знака над человеком.

Пивоваров в целом отступает в этой картине от своих концептуалистских методов. У него здесь появляется красочная палитра, цветовые пятна в стиле Малых голландцев тщательно уравновешивают друг друга и образуют гармоничную композицию; сохранено единство пространства (нет характерного соединения автономных пространств на одном холсте). А самое главное – художник отступает от концепции «открытой живописи». «Московская готика» - самодостаточная картина с таинственным и загадочным содержанием. Это не пустое место в стилистике «Черного квадрата». В ней имеется эстетическая ценность (хотя это эстетика постмодернизма), содержательное (концептуалистское) наполнение притягивает внимание зрителя своими загадками. «Открытость» картины проявляется в том, что, не смотря на завершенность композиции, зритель получает возможность продолжить размышления автора и наполнить предъявленное своими эйдотическими интерпретациями. И тогда раскрашенная икеевская фигурка сможет приобрести свойства. А, может быть, в этом и состоял замысел Виктора Пивоварова? Он ведь не бунтарь, а «певец позитивного одиночества», как он утверждал о себе сам. Художник не ставил задачи кого-то уличить, раскритиковать, он просто предъявил нам нас самих в таком неожиданном образе.

Екатерина Аккуш
Магистрант РГХПУ им. Строганова

Использованная литература:

1. Бобринская Е.А. Концептаулизм. М., 1994.
2. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. Париж, 1979.
3. Куликова С.О. Позитивное одиночество Виктора Пивоварова.
4. Пивоваров В. Влюбленный агент. М., 2018
5. Якимович А. Вершины двадцатого века. Беседы о проблемах искусства и культуры. Книга 2. М., 2021.