Информация о наборе в группу
Расписании мероприятий
Исследованиях
Оставьте Ваш вопрос, мы ответим Вам в ближайшее время.
Цель вашего участия
Какой курс Вас интересует
«СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ РАДОСТИ»
«Я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам
получил, и в этом служении вам... нахожу награду себе...»
«Я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам
немногое, от чего много увеличится ваша радость»
Послание апостола Варнавы (Кипрянина)
Авторский цикл бесед религиозно-философского содержания, разработан при
методической поддержке преподавателей Института Богословия и Философии
(Санкт-Петербург)
Автор и ведущая: Екатерина Аккуш
Кипр, 2013 год
Вступление: предлагаемый цикл бесед рассчитан на широкий круг слушателей,
интересующихся вопросами современной культуры, жизненных ценностей,
христианской религии и мировоззрения человека. Есть ли в нашей жизни место для
радости и в чем ее источник?
Автор курса, работая над программой и ее содержанием, ставил перед собой задачу
показать, что одновременно с экономико-политическим кризисом в обществе мы
переживаем серьезный кризис мировоззрения. Он имеет глубокие корни, это результат
многовековых культурных наслоений. Современный человек, заботясь о собственном
благополучии и независимости, оказался в плену иллюзий, потерял ценностные
ориентиры, цели заменил средствами и утратил радость жизни. Чтобы выйти из
кризиса, необходимо поменять мировоззрение, а для этого нужно вначале увидеть
проблемы, осознать их масштаб.
Мы предлагаем попытаться разобраться в происходящем, увидеть причины проблем в
их исторической ретроспективе, понять их влияние на нашу жизнь, а также наметить
для себя возможные пути перемен. Преодоление жизненных трудностей, творческий
подход к решению своих жизненных ситуаций помогает человеку созидать в себе
личность. Это духовные усилия и, совершая их, человек выходит навстречу
Божественной Личности. Что нужно сделать, чтобы встреча состоялась?
Для занятий мы выбрали форму беседы, потому что она предполагает не только
лекцию на обозначенную тему, но и ее обсуждение. Вместе мы попытаемся
разобраться в сложившейся ситуации, подумать о духовной составляющей
человеческой жизни и даже постараемся задать ее вектор, определив для себя
жизненные ценности с христианских позиций.
Участие в мероприятии в качестве слушателя не требует предварительной подготовки в
какой бы то ни было области гуманитарных знаний. Встречи будут проходить раз в
неделю, в выходной день. В конце каждой встречи участникам будет предложен
раздаточный материал, для самостоятельного чтения и подготовки.
1. Беседа первая. Современная культурно-историческая ситуация,
место
человека в мире: каков наш общий багаж?

a. Кризис в экономике и в душе: приметы и взаимосвязь.
b. Индивидуализм как основной тип мироощущения современного
человека.
i. Человек – центр собственного внимания, усилий, желаний.
ii. Эра равнодушия в обществе.
iii. Смысл жизни – благополучие и счастье здесь и сейчас.
c. Функциональность жизненного сценария – каждый выполняет свою
маленькую роль, из рамок которой сложно выбраться.
i. Предзаданность жизненного сценария (жизненные стереотипы,
исчезновение навыка самостоятельного размышления).
ii. Развлечения, масскультура и прочие продукты – потребление
как способ восполнения человеком своей частичности.
iii. Необходимость самоопределения и самореализации.
d. Духовный кризис, перемена мировоззрения.
i. Утрата (недостижение) человеком своего облика как образа и
подобия Божия, утрата связи с Богом, высшим жизненным
смыслом. При таком мировоззрении человек изживает себя,
используя себя и других как средство, не задавая себе вопроса
«зачем».
ii. Последствия духовной расслабленности в обществе.

2. Беседа вторая. Культурно-исторические типы человека, религиозный опыт
прежних поколений.

a. Поиски «утраченного рая», искания Бога и попытки восстановления
общения с Ним как определяющая ось человеческой культуры и
истории.
b. Первобытный человек, «мы-бытие». Ритуал как основное содержание
жизни.
c. «Человек - мера всех вещей» - история возникновения и развития этой
мысли о человеке.
d. Античный человек: свобода как высшее достоинство и близость к богам
! Самодостаточность человеческой личности
! Независимость от внешних обстоятельств
! Свобода от внешнего и внутреннего рабства (страстей)
! Судьба и ее власть над миром и человеком
e. Возрождение: гуманистическая ода божественному достоинству
человека
! Появление образа человека-бога, человек творец самого
себя, возможность сделать из себя Бога
! Самореализация своего творческого потенциала –
жизненная установка человека Возрождения
! Причины разочарования в «божественности» человека
f. «Недостоинство» человека, пути его спасения, по Мартину Лютеру.
Человек снова в центре событий, желаний и устремлений.
i. Рождение индивидуализма.
ii. Поиски связи с Богом через веру, но трудности в характере
веры.
iii. Задача жизни – выдержать ее, а не раскрыть себя. Миссия –
служение делу спасения своей души. Раскрывается христианин
Богу и в Боге только, а приходит к этому через дисциплину и
труд. Одиночество.
g. Просвещение - попытка «просветить» человека позитивным знанием и
заменить им христианское учение и опыта богопознания.
h. Человек в культуре Нового Времени: замена Бога идеей прогресса.
i. Человек-работник ХХ века: полная потеря связи с Богом, утрата
необходимости в Нем.
j. Пределы человеческой реальности (опыт, знание, личные возможности),
за которыми - Бог и Его Промысел о человеке.

3. Беседа третья. Христианское учение о человеке и его назначении.
a. Христианство как система жизненных координат.
b. Человек – творение Божие:
i. Три стороны человеческой жизни: телесная, душевная, духовная
ii. Божий замысел о человеке.
! Отношение к Богу, себе и другим
! Отношение к самому себе
iii. Бессмертие души и жизнь после смерти.
iv. Свобода воли. История грехопадения и последствия.
c. История спасения людей и искупление, совершенное Иисусом
Христом.
d. О Церкви и христианах.

4. Беседа четвертая. Позитивное мышление – рецепт счастья для каждого?
a. Популярное направление психологии, широко распространившееся в
мире в течение последних двух веков (Движение веры, Христианская
наука, Теософия, Новое Мышление (Синельников, Свияш, Жикаренцев,
Зеланд).
b. Основные черты позитивного мышления и их критика:
i. Уверенность – условие и средство достижения желаемых целей
ii. Возможность мысли воздействоват на реальность
iii. Бог личность или безличная «природа»?
iv. Зависимость Божественного Промысла от человеческой мысли;
мысль как сила
v. «Божественность» человека
vi. Объяснение природы зла в мире, отрицание значения
первородного греха
vii. Здоровье и процветание как естественное право детей Божиих

5. Беседа пятая. Почему в нашей жизни мало радости: чего мы ждем от себя
и от жизни?

a. Что мешает нам быть счастливыми: грех (утрата богообщения) как
причина скорбей.
b. О чем стоит подумать, размышляя об отсутствии радости:
i. Правильно ли мы употребляем время, отпущеное нам для
жизни? О духовной беспечности.
ii. Искусство ждать.
iii. Доверие – себе, другим, Богу.
iv. О благодарности Богу как пути к радости
v. Покаяние – падать и вновь подниматься
! Про изменение ума
! Вся история человечества о грехе и необходимости
покаяния
! Преодоление собственной ветхости (церковное таинство
и обрядовая часть vs. изменение ума)

6. Беседа шестая.
Новозаветные заповеди блаженств – практическое
руководство для стремящихся обрести радость в жизни.

7. Беседа седьмая. Про любовь.
a. Что такое любовь – «любовь никогда не перестает...» (Кор. 1, 13)
b. Новый Завет – закон любви
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас,
так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои
ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 34-35).
c. О любви к ближнему и необходимости носить тяготы друг друга (Гал.6;
1-2) - терпение чужих немощей, помощь друг другу.

8. Беседа восьмая. Пробуждение и план действий.
a. Пробуждение от духовного сна.
b. Необходимость созидания своей человеческой личности.
c. Соработничество: человек и Бог «работают» вместе над спасением
человека и возвращением его в «утраченный рай».
d. Личная ответственность каждого за свои действия/бездействие.
e. Жизнь будущего века – память о неизбежном переходе границы между
жизнью и смертью. Ответ на вопрос «зачем».