Информация о наборе в группу
Расписании мероприятий
Исследованиях
Оставьте Ваш вопрос, мы ответим Вам в ближайшее время.
Цель вашего участия
Какой курс Вас интересует
"Ты забыл, что ты есть сам"

Боэций "Утешение философией"
Почему перемены несет
Нам судьба, угнетая невинных,
А преступников кара бежит?
Злые нравы зачем остаются
На высоких местах и зачем
Выю гнут людям честным злодеи?
Добродетель таится в тени, -
Свет во тьме, - кару честный несет
За злодея вину? Почему?!
Клятва ложная им не вредит -
Ложь, прикрытая блеском наряда.
Рады силою дерзкой своей,
Пред которой трепещут народы,
Покорять высочайших царей.
О, взгляни на несчастную землю,
Что покорна порядку вещей!


Эту «скорбную песню» поет Боэций (480-524 гг.), последний политик античного мира, первый вундеркинд Европы и, безусловно, яркий христианский мыслитель, не без тени стоицизма («прочь надежду совсем, и страхи тоже»). В своем самом знаменитом произведении «Утешении философией» автор подводит итоги жизни: он в тюрьме, осужден по навету и, ожидая казни, ведет диалог с навестившей его Философией. К ней обращены его полные горечи слова, у нее Боэций ищет утешения в своей печали из-за несправедливого обвинения и незаслуженного наказания. Книгой зачитывались в Средние века, но и сегодня она находит своих читателей. Ведь страсти в человеке кипят сегодня не меньше, чем тогда, а смятение духа и отчаяние нам тоже знакомо не понаслышке.

Философия приходит к Боэцию с утешением, но не как к несправедливо гонимому, а как к «сбившемуся с пути» человеку:

Тех же людей, кто собьется
С правой дороги, нарушив
Мира закон вековечный,
Горький исход постигает.


Боэций сбился с пути, и Философия помогает ему проснуться от «летаргии», справиться с болезнью расстроенного ума. «Кто же в трепет повергнут, покорен страсти»: болезнь смятения проникла в душу через изъян - страсти. «Как же могло случиться, что, зная начало, ты не представляешь, что есть конечная цель всего сущего? Но таковы уж свойства страстей. Они могут потрясти человека, отдалить его от самого себя, но изменить его до основания не могут». Философия рассеивает тучи скорби и помогает философу увидеть небо.

Главная причина его болезни, оказывается, состоит в том, что он «забыл, что есть сам». «Тебя сбило с пути забвение, поэтому ты печалишься о том, что сослан и лишен всего имущества. А поскольку ты действительно не знаешь, какова конечная цель всего сущего, то и считаешь негодяев и злодеев могучими и счастливыми, ибо предал забвению, посредством каких установлений управляется мир. Ты полагаешь, что перемены Фортуны случаются без вмешательства управителя. В этом и есть причины, ведущие не только к болезни, но и к гибели. Если бы ты познал себя, ты обладал бы тем, что никогда не пожелал бы выпустить и что Фортуна, покидая тебя, не смогла бы унести. И запомни, блаженство не может быть заключено в случайных вещах», - говорит Боэцию Философия. Не стоит называть себя несчастливым только потому, что счастье ушло, важно сопоставив меру своих радостей и печалей, по сути, смириться.

Боэций согласен с тем, что мир управляется не случайностью, что Создатель руководит своим творением. «Из этой маленькой искры возгорится пламя жизни, - уверена Философия и восклицает - не бойся ничего!»
Фортуна с рогом изобилия
Слабый духом человек отступает от истины, а порожденный заблуждениями туман страстей препятствует ясному видению вещей. Философия развеивает «мрак переменчивых страстей» в душе Боэция: на самом деле он чахнет от желания вернуть себе успех, славу и богатство. Фортуна слепа и переменчива, таков ее нрав. И когда суть ее скрыта от других, а тебе ясна - зачем полагаться на нее, хватать ее приманку счастья, а потом жаловаться? Всякая внезапная перемена в жизни побуждает в душе какое-то смятение, и человек теряет спокойствие духа. Вот она цена преходящего счастья! Если уж склонил шею под ярмо Фортуны однажды, надо набраться терпения вынести свой жребий. «Если ты отдал свой корабль на волю ветров, он будет двигаться не сообразно твоим желаниям, а куда повлекут его яростные порывы и движение вращающегося колеса…»

Тот, кого влечет быстротечное счастье, и знает, и не знает, что оно изменчиво. Если не знает, то разве может быть счастливой судьба из-за слепоты? Если знает, то обязательно боится, как бы не упустить того, что может быть утрачено. Постоянный страх не позволяет ему быть счастливым. Что более важно - золото или страсть к накоплению? Ни одно из того, что Боэций относит к числу своих благ, ему не принадлежит, но дано свыше взаймы. Очень мало нужно тем, кто соизмеряет свои богатства с необходимостью, а не с потребностями роскоши. Философия говорит об истинном благе, стремление к которому заложено в каждом - том, «которое внутрь вас есть» (Христос о Царстве Божием, Лк. 17;21).
«Итак, не является ли благо принадлежащим вам и расположенным внутри вас? Поэтому не ищите его во внешних не принадлежащих вам вещах. Разве таков порядок мира, чтобы существо, причастное божественному разуму, могло блистать не иначе как через обладание неодушевленными предметами? Вы, разумом уподобленные Богу, ищете украшение отличнейшей природы и не понимаете, какое оскорбление вы наносите этим своему создателю. Он желал, чтобы человеческий род возвышался над всеми земными созданиями, вы же уронили свое достоинство ниже самого низменного. Человек лишь тогда отличается от прочих созданий, когда познает себя. Животные не знают себя по природе, человек - по развращенности. Вы считаете, что вам предаст блеск украшение, но оно лишь скрывает безобразие под ним. Богатство не насыщает жадность, а власть не дает власти над самим собой». Философское утешение приходит к Боэцию из созерцания естественного порядка вещей, так что земные удовольствия, награды и почести остаются не просто ложными и суетными, а изменившими природе, опозорившими себя.

Император Теодорих обошелся с философом жестоко, казнив его после двух лет тюрьмы, но сам философ обошелся наилучшим образом со своей честью, и со своей должностью, и самим собой - не только потому, что никого не предал, но и потому что не допускал такого предательства даже в мысли. Произведение Боэция - предшественник исповедальных дневников, романов, поиска правды, подросткового выяснения границ собственной личности и, наконец, совершенно взрослой строгости к содержанию каждого дня. Каждое принятое на себя обязательство может быть как стена тюрьмы. Но содержание нашей жизни не просто возносит нас над стеной, стены ему оказываются просто не нужны. Произведение Боэция - это вдохновение для каждого сталкивающегося с универсальными правилами жизни: как вести себя с друзьями и с врагами, как встречать опасности, угрозы и внезапные дары; Боэций предлагает вполне живую карту нравственных решений (почти современный road map), проверенную опытом четырнадцати веков, отделяющих нас от него.

Все в мире этом так непостоянно,
Подвержен переменам свет.
Поверь, судьбы мгновенны, преходящи
Дары, как мимолетный сон!
Одно лишь в мире постоянно, вечно -
Непостоянство, бренность всех.

__________________
Комментарий и цитаты подготовлены А. Навашиной на основе текста Боэция (в русском переводе) и статьи А. Маркова "Философский роман Боэция".